8 (903) 752-77-55
WhatsApp, Telegram
Викторианский дом. Снаружи и внутри.
Викторианская архитектура, дизайн, интерьеры, мебель.
Для того, чтоб понять как зародился викторианский стиль в интерьере обратимся к викторианского стилю в архитектуре.
Истоки Викторианского стиля.
Викторианский стиль – эпоха в английской архитектуре 1840 – 1910, названная по имени королевы Виктории.
В конце 19 века наиболее был распространен архитектурный стиль - историзм, основанный на смешении элементов ранее доминировавших архитектурных стилей. Так же это получило название – эклектика.
Долгое правление королевы Виктории (1837 - 1901) совпало с историзмом, смешением стилей, «битвой стилей», промышленной революцией и эстетическим направлением в Англии.
В истории искусства «викторианский стиль» - это направление в английском и американском дизайне 19 века, которое характеризуется излишней декоративностью. Многие критики и специалисты в области архитектуры ХХ века отрицают значение викторианского стиля, называя его безвкусным.
Но викторианский стиль отличается энергией, живостью и свободой, которых иногда не хватало стилям предшествующих и последующих эпох.
В некоторых вариантах стиля декор сдержанный или вовсе отсутствует. Викторианский стиль как бы распадается на два направления: стиль с пышной отделкой (правительственные или административные здания, церковная архитектура) и строгий стиль (промышленность, транспорт).
На картинке из издания 1862 года «Иллюстрированные лондонские новости» изображен майоликовый фонтан Минтона – характерный пример викторианской эстетики. В основе этого ослепительного стиля – неоклассические мотивы, однако все подчинено свойственному эпохе требованию функциональности и, одновременно, экстравогантности.
БРИТАНИЯ
Неоготика просуществовала вплоть до 1880-х гг. как один из стилей, который пользовался успехом у новой буржуазии, которые жаждали иметь такие же особняки как у знати. Дворцы эпохи Тюдоров, королевы Елизаветы, королей Якова I и Карла II служили образцами, иногда приобретались даже лежащие в руинах замки, в результате старина смешивалась с новоделом.
ОСОБНЯКИ
Архитекторы, строившие дома для английских нуворишей, были хорошо знакомы с историческими стилями, которые они и воссоздавали. Викторианские особняки представляли собой большие сооружения с парадными залами, капеллами, десятками спален и служебными флигелями, в которых размещались слуги.
Фахверковые дома с остроконечными крышами, башни с зубчатыми стенами и часовые башни, видимые на много миль вокруг, были излюбленными элементами. В некоторых построенных по заказу особняках, напоминающих средневековые замки, наблюдается смешение разных стилей. Например, преобладает готический стиль, но эркеры и башенки не похожи на средневековые.
Похожий на средневековый кардиффский замок в Уэльсе был "улучшен" в конце 19 века архитектором Уильямом Борджесом. И создатель замка и его хозяйка маркиза Бьютская, разделяли страсть к декоративному искусству прерафаэлитов (направление возникшее в начале 1850-х годов в английской поэзии и живописи ), считавшемуся "сказочным".
Интерьеры в этих домах отделаны псевдоготическими резными украшениями и разноцветной плиткой, заставлены мебелью в разных стилях, стены покрыты орнаментами, вдоль них расставлены вазы и керамические изделия из Китая и Японии.
ДОМА СРЕДНЕГО КЛАССА И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
Георгианский загородный дом
Городские дома, которые выбирали для себя богатые люди, обычно были построены в стиле георгианского классицизма. А интерьеры являли собой пример художественного беспорядка. Трудно представить, как жильцы умудрялись передвигаться по комнатам или находить место, где присесть
Викторианский интерьер. Несмотря на непритязательную и уютную атмосферу, общее впечатление, которое производит эта комната, весьма эклектично.
Интерьеры более скромных домов так же были загромождены, а все поверхности отделаны узорами, но все же наблюдалась некоторая сдержанность, объяснявшаяся или вкусом или стесненностью в средствах, в любом случае результатом становилась уютная обстановка.
«Комната в Челси», Карлайлс-хаус, Лондон, 1857 г.
На этой картине изображена комната в доме, где жил Томас Карлайл, в викторианском стиле в лучшем его проявлении. Простой интерьер типичен для лондонского дома.
Приемная дома, принадлежавшего писателю Томасу Карлайлу, в Лондонском Челси. По ней можно судить о том, что представляли собой жилища среднего класса в середине ХIХ века.
В викторианскую эпоху вокруг крупных городов разрастались пригороды. Там для людей со скромным достатком строились дома рядовой застройки, для более обеспеченных возводились «виллы». Снаружи они были выдержаны в стиле Регенства или неоготики, иногда с элементами викторианского стиля. Жильцы обустраивали интерьеры в соответствии с модой викторианской эпохи, руководствуясь собственными вкусами и чувством меры.
Большинство публичных помещений, клубов, ресторанов, театров, гостиниц и железнодорожных станций украшали ковры, драпировки и подушки, которые придавали интерьерам особый комфорт, типичный для эпохи «газового освещения», именно в таких интерьерах герой Артура Конан Дойла, знаменитый Шерлок Холмс, распутывал загадочные преступления..
Ричард Норман Шоу – английский архитектор (1831-1912) за свою карьеру создал много проектов в викторианском стиле. Его раннее творчество связано с неоготикой. Для загородных домов архитектор использовал фахверковые конструкции и каменную кладку (так называемый старый английский стиль). Построенные в этом стиле загородные дома и лондонские особняки имели сложные планы. Красный кирпич и выкрашенные белой краской деревянные элементы – основные элементы фасада, окна большого размера в мелкую расстекловку. Очень популярными становятся эркеры. В проектах присутствует намек на неоготику и голландский ренессанс, но в целом стиль Шоу уникален и неповторим. Интерьеры в его домах отличаются уютом и комфортом.
Ричард Норман Шоу, гостиная, Сван-Хаус, набережная Челси, Лондон, 1876 г.
На фотографии 1884 г. запечатлен викторианский интерьер с очаровательными деталями: стульями в стиле королева Анны, орнаментами, характерными для направления «Искусства и ремесла», с прялкой эпохи Георгов. Влияние Уильяма Морриса прослеживается в обоях и рояле фирмы «Моррис и Ко».
Клиенты Шоу и он сам в своем доме заполняли комнаты в стиле королевы Анны картинами, мебелью и безделушками, которые были столь любимы в эпоху королевы Виктории.
Загородные дома Шоу обычно имели хаотичный план, комнаты располагались, исходя из соображений удобства и наружного вида, некоторые отличались большими размерами.
Гостиная Крэгсайд Хаус, Нортум-берленд.
Мраморный камин – выдающийся пример стиля неоренессанс. Включенный в интерьер архитектором Ричардом Шоу в 1883 – 1884 годах. Камин украшен резьбой с купидонами, гирляндами и арабесками.
ВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ. МЕБЕЛЬ
РАННЕВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ
Дизайн английской мебели середины ХIХ века был весьма неоднозначным. Воссоздавались стили трех ключевых исторических эпох – античной, готической и рококо. Но реальные формы создаваемой мебели отличались от оригиналов простыми и стандартными решениями. Большое внимание уделялось «украшательству» поверхности.
Викторианская неоготика была «мужским» стилем, повторяющим линии мебели Тюдоров. Женственное рококо было очень распространено в модных гостиных.
Частое использование позолоты объяснялось тем, что так мебельные мастера пытались скрыть убогость форм.
Античный стиль был простым и цельным, освежающе свободным от излишних декоративных элементов.
Застой в мебельной отрасли хорошо иллюстрирует то обстоятельство, что «Лондонская книга правил для мастеров мебели», где были собраны основные формы и элементы декора, переиздавалась без изменений с 1836 по 1866 год. Эта ситуация ухудшалась нарождающимся новым средним классом, представители которого предпочитали полагаться на старое и проверенное.
В то время как обеспеченный покупатель 18 столетия заказывал мебель, которая отвечала его собственным вкусам, викторианский джентльмен за покупкой шел в салон известного мастера, где ассортимент состоял из мебели одинаковых округлых форм, как знаменитое викторианское кресло с круглой спинкой, основа викторианского дома того времени.
Постепенная механизация труда все больше разделяла роли производителя и дизайнера, так происходило в крупных городах.
Традиционная роль мебельщика сохранялась в провинции, и мебель разных районов часто имела свои особенности. Например, в Ланкашире стулья со спинками из поперечных планок делали из травленого ясеня, а в Лондоне – из красного дерева.
Группы ремесленников по всей Британии создавали виндзорские кресла с характерными местными особенностями.
ПОЗДНЕВИКТОРИАНСКАЯ БРИТАНИЯ
Вторая половина 19 века была временем оживления исторических стилей. В Англии викторианский интерьер включал воспроизведения предметов времен готики, Ренессанса, рококо; их производство шагало в ногу с индустриализацией. Особый акцент делался на комфорте, выражением которого служили круглящиеся очертания и мягкая обивка.
В этот период разница между массовой мебелью и тем, что называется «мебельным искусством», т.е. предметами, выполнявшимися специализированными фирмами по проектам художников и дизайнеров, с каждым годом увеличивалась все больше.
Краснодеревщики продолжали делать мебель с гнутыми ножками и закругленными спинками, как и много лет назад. Появились и новые элементы – угловые и каминные полки для различных безделушек. Мебель старались выделить в каком-то одном определенном стиле.
Мебельные мастера Британии по-своему реагировали на заморское влияние. Выход Японии из многовековой изоляции вызвал огромный интерес к культуре и традициям искусства этой страны.
Многие мебельщики воспользовались этим для создания «англо-японских» вещей, добавляя японский колорит к традиционной мебели.
Очень популярным стало использование бамбука: этот материал очень прочный, кроме того, он дешевле экзотических пород древесины.
Фаворит исторических стилей, готика, не выходила из моды на протяжении всей викторианской эпохи.
Многие из англичан Викторианской эпохи не очень жаловалисовременную мебель и обставляли свои гостиные в неоклассическом духе прошлого столетия. Мастера прошлых эпох оставили книги, где тщательно зарисовали модели и узоры, элементы декора, так что повторить их творения было несложно. В 1867 году Райт и Мансфилд воссоздали комод работы Кроссе, что объяснялось вспыхнувшим интересом к неоклассическому стилю. Комод сделан из сатинового дерева с инкрустацией, позолотой и медальонами. Сейчас он находится в музее Виктории и Альберта.
Полукруглый комод из сатинового дерева в стиле Шератона. Комод расписан гирляндами цветов и женскими фигурами в неоклассическом стиле. Комод имеет встроенный ящик над центральной дверцей и стоит на квадратных в сечении ножках.
Воссоздание предметов, сделанных Чиппендейлом, Шератоном, Адамом становилось все более популярным к концу 19 века. Многие из вещей были сделаны так тщательно, что и сейчас их трудно отличить от оригиналов.
Кресло Чиппендейла из красного дерева. Рама кресла украшена сквозным плетеным декором и увенчана пучком акантовых листьев. Передние ножки украшены резьбой и заканчиваются когтистой лапой с шаром.
Позолоченное настенное зеркало в стиле Адама. Прямоугольное зеркало с боков обрамлено панелями с узором из переплетающихся гирлянд, сверху венчает композиция из урны и цветочных гирлянд.
Мебельные формы всегда были органически связаны с архитектурой определенных исторических периодов, элементы которой находили отражение в мебели. Формы мебели в отдельные эпохи находились под таким сильным влиянием архитектурных форм, что мебель даже называют «малой архитектурой».
В статье использованы материалы:
6000 лет истории архитектуры и дизайна. Джон Пайл; пер. с англ. О.И. Сергеевой. - М.: Астрель, 2012. - 464 с.: ил.
Мебель. Все стили от древности до современности. Джудит Милер; предисл. Дэвида Линли. - М.; АСТ: Астрель, 2011. - 559 с., ил.
Справочник коллекционера антиквариата. Периодизация по детали. Пол Дэвидсон. Изд-во АРТ-РОДНИК, 2002. - 224 с., ил.
Стили мебели. Д.Кес. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2008. - 272 с.
Энциклопедия архитектурных стилей. Вильфрид Кох; Пер. с нем. - М.:ЗАО "БММ", 2008. - 528 с.:ил.