Статьи > История керамики


На сайте представлена декорированная керамика, выполненная в масштабе 1:12. Здесь можно найти расписанные блюда, тарелки, кувшины, вазы, чашки. Особенно интересно рассматривать миниатюрную роспись, которая повторяет древние узоры, роспись, которая относится к определенным стилям, зародившемся в давние времена и по сегодняшний день  вдохновляющая художников.

Совершая небольшую экскурсию в историю керамики, появляется возможность узнать и увидеть наглядно, благодаря сохранившейся до наших дней керамике, как формировались узоры и рисунок. Это позволяет повторить в миниатюре 1:12 роспись керамики с узнаваемыми пейзажами, узорами, орнаментами.

Как же возникло декорирование керамики?


Декорирование керамики.
Искусство декорирования керамики – это сочетание технических приемов и индивидуальной манеры художника. Роспись и украшение керамических изделий определяются их формой и назначением.
Роспись керамики зависит от творческой задачи художника. При декорировании изделия художник по керамике учитывает форму и текстуру материала.
Давайте обратимся к истории декорирования керамики в разные эпохи.
Из эпохи полеолита, когда люди вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и сбором плодов, сохранились такие памятники искусства, как наскальные рисунки людей и животных, фигурки из камня.
В более поздний каменный век, в период неолита, когда бывшие кочевники стали вести оседлый образ жизни, люди стали окружать себя предметами, имевшими утилитарный характер. Людям потребовались сосуды, для того, что бы хранить воду, зерна и др.
Обнаружилось, что, если сформовать из глины сосуд и затем произвести его обжиг, то получится водонепроницаемый сосуд, который можно ставить на огонь, чтоб приготовить в нем пищу.
Древние гончары украшали свои изделия для того, чтоб их можно было отличить от чужих, и владельцы легко могли их узнать.
Вскоре художественное вдохновение заявило о себе, и керамику стали украшать ради эстетических целей.


Ранние изделия.
 
Китайская керамика эпохи неолита. 3000 - 1750 гг. до н.э.


В древние времена в основе декора керамических изделий лежали геометрические мотивы.
В декоре китайской керамики эпохи неолита отмечается использование одинаковых
геометрических мотивов:
параллельных линий, треугольников и спиралей. При раскрашивании изделий обращались к красному, черному, оранжевому и розовому цветам.
Самые ранние гончарные изделия Японии датируются 5000 г. до н.э. и считаются наиболее совершенными по сравнению с остальными видами керамики того же периода неолита. Они украшены лепным или резным узором. Декор более позднего периода (2000-900 гг. до н. э.), имитирующий плетение, представлен глиняными накладками в форме "жгутов", уложенными в виде арабесок. Безупречность керамических изделий, созданных старыми мастерами, еще раз подтверждает, что врожденный художественный вкус - неотъемлемая часть японской культуры.
 
 Японская керамика эпохи неолита.


Ранние керамические изделия Месопотамии декорированы фигурками животных или стилизованы геометрическими мотивами.
 
На картинке  изображен сосуд. Иран Месопотамская школа.


Но всюду, в том числе в Персии, Нехавенде и Сузах, несмотря на общность, были свои, только им свойственные особенности декора. Например, в Сузах изготавливали цветные глазурованные изразцы для украшения стен. Самый древний яркий декор был обнаружен во время раскопок в Месопотамии в долине между  реками Тигр и Ефрат, где пересекались торговые пути, которые вели из Азии и Африки в Европу. Из-за постоянных вторжений и миграций население Двуречья было неоднородным, что усиливало смешение художественных стилей. 
 
 На картинке изображен рельеф из глазурованных изразцов из дворца Дария I в Сузах с изображением лучников персидского царя.   

                                                                                                                                                  
Искусство керамики в Древний Египет пришло из Месопотамии. В декоре сочетались геометрические мотивы с изображением лодок и человеческих фигур.  
Догреческая керамика. Сосуд со стилизованной фигуркой животного на крышке, декорированный ярким узором, построенном на сочетании полосок с повторяющимся закругленным узором и вертикального зигзагообразного рисунка. VII в. до н.э.
 
Для керамики догреческого периода характерен красный цвет, в декоре преобладали морские мотивы с изображением осьминогов, морских водорослей и раковин. Изящные сосуды формовались на гончарном круге, часто имели черное покрытие с фиолетовым отблеском, и украшались мотивами, выполненными в реалистичной манере.
 


Греческая керамика выделяется красотой своих форм и изящным декором. Наибольшее распространение получила амфора - овальный сосуд с двумя ручками, суживающийся книзу и расширяющийся кверху.
Декор родосской керамики испытывал на себе влияние восточных культур, а так же Месопотамии и Египта. На черном фоне изображались светлые декоративные полоски с размещенными внутри них геометрическими фигурами.
 
Греческая керамика. Сосуд для смешивания вина и воды.

Римская керамика.
В гончарных мастерских, где расписывалось огромное количество посуды, часто работали мастера, которыми были рабы с Ближнего Востока. Обычно они ставили клеймо на дне керамических сосудов, по которому можно было узнать о происхождении гончара. Часто для декорирования изделий использовались трафареты, с помощью которых воспроизводились сложные узоры.
Доколумбовая керамика.
Здесь имеется ввиду искусство аборигенов Америки до первого путешествия Колумба, которое он предпринял в 1492 году. Гончарного круга здесь еще не знали, поэтому глина формовалась вручную. Узор процарапывался или наносился краской до обжига, иногда - после.
Многие сосуды доколумбовой Америки были украшены изображениями животных или людей. Отмечаются геометрические и растительные мотивы, попадаются сосуды и без декора.
 
Доколумбовая керамика. Этот горшок культуры майя украшен стилизованным сюжетным рисунком.


Исламская керамика.
В VII в. н. э. и в последующее тысячелетие изготавливалась великолепная исламская керамика с люстром (люстр - это покрытие с металлическим отблеском). Качество этой керамики считается превосходным.  Ранние исламские изображения людей и животных были довольно статичными, но очень выразительными и впечатляли.

Лишь в ХII веке живописное изображение человеческих фигур на керамических изделиях стало более искусным. В середине XII веке в персидском городе Кашан была возрождена традиция получения люстра. Успех росписи люстром был  так велик, что эта техника оказала влияние на испанскую и итальянскую керамику, и даже проникла в Индию.
Испано-мавританская керамика. Несмотря на вторжение мавров на Пиренейский полуостров, это принесло не только страдания простому народу, но и дало начало образования и культуры в этой части земного шара.

Иберийская керамика с люстром. Глазурованное блюдо. Ок. 1430 г.


Исламские мсатера керамики проявили свое мастерство при сооружении чуда испано-мавританской архитектуры - дворцового комплекса в Гранаде, резиденции последних мусульманских правителей Испании.
В связи с переходом власти в Испании из одних рук в другие и нестабильностью экономической обстановки гончары и другие мастера вынуждены были менять местожительство.
В конце ХV столетия керамика и исламский стиль начинают терять популярность и вытесняются искусством Ренессанса, которому покровительствовали испанские монархи. В новых западных веяниях в искусстве заметное предпочтение отдавалось итальянской школе, которая господствовала во вкусах того времени.


Итальянская майолика эпохи Ренессанса.
В Италии до XVI века к майолике не наблюдалось особого интереса.
Майолика попала в Италию с Пиренейского полуострова. Связующим звеном между Испанией и Италией стал остров Майорка, через который Испанская керамика попадала на Апеннинский полуостров. Термин "майолика" проис ходит от названия этого острова. За время этого столетия майоличное искусство переживает расцвет (приблизительно до 1525-1530 годов) и время упадка - до конца века.

Итальянская майолика эпохи Ренессанса. Ваза с крышкой с типичной люстровой росписью. XVI в. 

После длительного периода застоя, во второй половине XVII века наступает период нового расцвета. Открывается большое количество новых мастерских.

Альбарелло с лиственным орнаментом. Венеция. 1590-1595 гг.

Майоличное искусство XVII века совершенно меняет свой облик. Это выражается в красках. На севере, на Ривьере под влиянием модных дельфтских фаянсов утверждается роспись преимущественно синей краской.

Блюдо с росписью. На дне изображена ваза с цветами, по - борту плотно расположенные побеги с листьями и цветами. Глазурь серо-голубая. Венеция. 1540-1545 гг.

Из прежних майоличных центров - крупнейшим остается Фаэнца, где в то время было модное увлечение фарфором.
Для Западной Европы имя Фаэнцы становится нарицательным для глазурованной глиняной посуды вообще.

Основные знания о керамике раскрывают происхождение разных изделий, вдохновляют и дают возможность глубже и больше увидеть и оценить изделия из керамики, созданные на протяжении столетий.

 

В статье использованы материалы:


Статья подготовлена сайтом  www.miniarthouse.ru




© 2011-2016 «MiniArtHouse»


Тел: 8 (903) 752-77-55
hello@miniarthouse.ru
Перепечатка и использование материалов сайта "Миниатюрные кукольные домики - Мини Арт Хауc" возможны при обязательной ссылке на источник. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, переработка и другие способы, предусмотренные Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». При этом обязательно указывать в открытом виде гиперссылку на главную страницу вебсайта Миниатюрные кукольные домики - Мини Арт Хауc miniarthouse.ru в начале или в конце материала.