Статьи > История вышивки


На сайте представлена миниатюрная вышивка, выполненная в масштабе 1:12. Отражая в миниатюре интерьеры, обставляя кукольные домики, невольно сталкиваешься с необходимостью декорирования комнат и мебели. Одна из важных составляющих декорирования – это ковры, подушки, гобелены. Приятно украшать интерьеры в традициях, например, английской, испанской, итальянкой или восточной вышивки.

В этой статье мы познакомимся с историей вышивки.

ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ

История вышивки уходит корнями в глубину веков. Существует множество подтверждений, что вышивание как вид декоративно-прикладного искусства существует с незапамятных времен. Первые воспоминания о вышивке были обнаружены  в летописях Египта, датируемые XVI в.  до н. э.  Здесь речь идет о монограммах, которые выполнялись грубой неокрашенной ниткой на бельевых изделиях. Египтяне были умелыми  мастерами и часто расшивали вышивку бисером. Такая техника была распространена у жителей Вавилона, Персии, Финикии и Сирии. Императоры и представители церковной власти Византии носили роскошные одежды, расшитые золотистыми и серебристыми нитками, жемчугом, драгоценными камнями.

К Х – ХI вв. разнообразные техники вышивки начали завоевывать Европу, в частности Англию, Германию, Италию.

Первые образцы англосаксонской вышивки относятся к периоду Средневековья. Один из самых ранних и наиболее известных примеров, дошедших до наших дней – гобелен или тканый ковер из Байо в Нормандии, созданный в конце XI века (около 1080 г.) Ширина этого ковра всего 50 см, а вот длина 70 метров. Эта грандиозна работа запечатлела хронологию событий того времени – покорении норманнами Англии во главе с Вильгельмом I Завоевателем.  На ковре изображены сцены  подготовки нормандского завоевания, похода и битвы при Гастингсе. Эта работа вышита шерстяными нитками на грубом льне. Это был первый образец художественной глади. Полотно вышито шерстью восьми оттенков. Большая часть гобелена  выполнена в технике односторонней глади.  Это уникальное произведение хранится в музее города Байон в Нормандии, на севере Франции.

Периодом расцвета вышивки (особенно  в Венеции и Генуе) можно назвать эпоху Возрождения, когда религиозные сюжеты смело сочетались с узорами светского характера, а мотивами для вышивки служили фрагменты  работ знаменитых художников – Леонардо да Винчи, Рафаэля.

К XVII в. с развитием печатного дела и появлением богато иллюстрированных книг рукодельницы получили новый источник для копирования узоров, что положило начало расцвета вышивки бандера в Пьемонте.

Вышивка бандера  воспроизводит многоцветные и сложные декоративные мотивы, часто выполненные в романтическом стиле или стиле рококо. Для этой вышивки характерны природные мотивы: цветы или птицы, рамка или оформление пастельного цвета. Полотно, на котором выполняется вышивка – хлопчатобумажное, белое или небеленое, на нем создаются симметричные мотивы, рельефные узоры, параллельные линии. Вышивка бандера обычно выполняется объемными, почти не кручеными нитками, шерстяными или шелковыми. Вышивка выполняется  тамбурным и стебельчатым швами, а так же гладью, создавая фигуры и цветы.

Вышивка бандера была распространена в течение всего XVIII – XIX в., она всегда выполнялась  на прочном полотне белого цвета, часто с кремовым оттенком (экрю), украшенном мотивами колосков или узелками.

Великая французская революция внесла свои коррективы в искусство вышивки. С одной стороны, наметилось упрощение узоров и мотивов, с другой – обогащение вышитой поверхности блестящими шелковыми нитками и сверкающим бисером.

Большой вклад  в развитие этого вида рукоделия  принадлежит так же «Движению «Искусства и ремесла», основанному англичанином Уильямом Моррисом в конце XIX века.

Уильям Моррис (1834-1896) – английский художник, поэт,  издатель.

С 1861 года Моррис был поглощен одновременно различными искусствами и бизнесом. Он создает свою компанию «Моррис, Маршал, Фокнер и Ко», которая занимается производством предметов декоративно-прикладного искусства.

В 1875 году компания была преобразована в «Моррис и Ко». В списке изделий было представлено:

цветное витражное стекло, гобелены, ковры, вышивка, плитка, набивные хлопчатобумажные изделия, обои, ткани;

Возрождение традиций создавания гобеленов было последним коммерческим предприятием Морриса. Причина, по которой Моррис заинтересовался изготовлением гобеленов – это его восхищение гобеленами Средних Веков.

Моррис, осознавая, что многие из искусств и ремесел, подвластных его рукам, находились в эпоху  средневековья, принялся за восстановление знаний прошлых лет. Моррис обнаружил, что при копировании того или иного рисунка, используя все имеющиеся в наличии краски, не всегда удается скопировать цвет. И пока он не приобрел определенный уровень знаний в области окраски, он не мог воплотить в жизнь все придуманные им рисунки.

Дальнейшим шагом к утверждению современной традиции вышивки стало основание английской королевской школы рукоделия в 1872 году.

Королевская школа вышивания была основана принцессой Кристиной Шлезвиг-Гольштанской, третьей дочерью королевы Виктории. Первоначальной целью  школы было сохранение ручной вышивки как вида искусства, особенно после появления грубых и плохо обработанных тканей машинного плетения. Принцесса Кристина и ее единомышленники хотели так же предоставить форму занятости для женщин благородного происхождения, оказавшихся в стесненных материальных условиях.

Как сказала леди  Марион Элфорд, первая вице-президент Королевской школы, в своей книге «Вышивка как искусство» (1886), «миллионы людей наслаждались искусством вышивания в течение тысячелетий, и это искусство будет продолжать служить утешением и отрадой, пока мир существует; так же как искусство, оно продолжает дарить людям радость созидания».

 

В статье использованы материалы:

Панорама Средневековья. Под редакцией Роберта Бартлетта. Пер. с англ. - М.: Изд-во  "Интербук-бизнес", 2002. - 335с.: ил.

Полный курс вышивки. Донателла Чиотти/ Пер. с итал. - М.: Издательство "Ниола-Пресс", 2007. - 160с.: ил.

Уильям Моррис. Пер. с англ. - М.: ООО "Магма", 2007. - 80 с., ил.

Victorian Needlepoint. BETH RUSSELL. Great Britain in 1989. - 112 с.: ил.

Салли Сандерс. Английская королевская школа вышивания. - ЗАО "Издательская группа "Контэнт", 2009. - 158 с.: ил.

Статья подготовлена сайтом www.miniarthouse.ru




© 2011-2016 «MiniArtHouse»


Тел: 8 (903) 752-77-55
hello@miniarthouse.ru
Перепечатка и использование материалов сайта "Миниатюрные кукольные домики - Мини Арт Хауc" возможны при обязательной ссылке на источник. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, переработка и другие способы, предусмотренные Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». При этом обязательно указывать в открытом виде гиперссылку на главную страницу вебсайта Миниатюрные кукольные домики - Мини Арт Хауc miniarthouse.ru в начале или в конце материала.