Статьи > Зеркала


Зеркала. История. Стили.

На протяжении долгого времени зеркало оставалось очень дорогим предметом обстановки.

Сегодня невозможно себе представить современный интерьер без зеркала.

Самое раннее из известных зеркал было выполнено из бронзы; древние цивилизации так же применяли серебро, золото, олово, сталь, обсидиан и горный хрусталь. 

 В средние века производились выпуклые зеркала, их получали, разрезая сферу надвое, и лишь в ХV веке удалось найти способ получения плоского, бесцветного стекла.

Эта новая техника позволяла изготавливать небольшие поверхности зеркального стекла, и получила развитие в Венеции. 

Зеркало из Мурано. (фото справа) 

Вплоть до середины XVII века венецианские мастерские были единственным местом, где производили зеркала. Мастера жили на острове Мурано, добраться на который можно было только по воде. Мастерам было запрещено покидать остров под страхом смертной казни. Производство венецианских зеркал хранилось в строгом секрете.  Эти знания передавались из поколения в поколение.

 Зеркало. 1660 г. (фото слева) 

Вышивка, рама из грецкого ореха. Широкие и декоративные рамы применялись на небольших зеркалах, как на этом зеркале. На раме изображены Чарльз II  с королевой. Изображение выполнено из вышитого цветного шелка, на фоне шелка цвета слоновой кости. Рельефные листья вышиты металлической ниткой и обрамляют центральное отделение.

Некоторые зеркала, которые делались в Англии в начале XVII века были не очень хорошего качества, поэтому во многих домах оставались зеркала из полированной стали.

Зеркала, привозимые из Италии, были роскошью. В 1630-е годы зеркало стали вставлять в раму из черного дерева в форме волнообразного узора, которое придавало ему особое великолепие. Затем зеркальные рамы стали украшать рельефными изображениями.

Хотя некоторым из венецианских мастеров зеркал все-таки удавалось открывать свои мастерские на континенте, главным образом в Германии и Нидерландах, только в 1663 году мастерам острова Мурано был брошен серьезный вызов. Французский король Людовиг  XIV основал зеркальные мастерские в Турлавиле, а в Англии для нужд двора Карла II были учреждены зеркальные мастерские в Воксхолле.

Основание стекольного производства в Воксхолле привело к более широкому распространению зеркального стекла. В 1660-е и 1670- годы наиболее характерные рамы для зеркал были широкими и выпуклыми, имели прямоугольную форму и отделовались тонким слоем грецкого ореха.

Зеркало эпохи Карла II. Ок. 1670 г. (фото справа). 

Рама украшена рисунками, изображающими членов королевской семьи, и библейскими и античными сюжетами.

В конце XVII века Бернар Перро, работавший в Турлавиле, изобрел метод отливки, позволявший создавать большие полотна стекла. Стекло пропускало свет, но не было прозрачным. Мастера резали стекло, наносили основу, гравировали, полировали и серебрили, используя ртуть для получения зеркальной поверхности. В 1835 году впервые было использовано промышленное серебро, это оберегало мастеров от опасности отравления ртутью.

Изготовление более крупного по размерам зеркального полотна сделало зеркало точкой притяжения для всего интерьера. Зеркало, отражая свет, создавало новую атмосферу в ранее очень темных жилищах. Зеркальная галерея Версальского дворца производила неизгладимое впечатление на тех, кто до этого не видел ничего, кроме ручного зеркала небольшого размера.

Зеркало для простенка. Ок.1735 г. В. 197 см, Ш. 117 см (фото слева)

На верхней рейке красуется корона с гербовым щитом первоначального владельца. Позолоченные фигурки и урны дополняют состав классических мотивов. 

Зеркала обычно предназначались для оформления гостиной. Так как производить большие зеркальные плоскости было очень нелегким делом, поэтому два зеркальных полотна соединены внутри рамы.

В Англии период 1700 – 1740 годов стал золотым веком в производстве зеркал, когда временно был снят налог на зеркала. Большие зеркала предназначались для размещения над камином, а длинные зеркала в богатых домах помещались в простенках между окнами. Модные загородные дома украшались зеркалами тонкой работы. 

Английское позолоченное зеркало-мольберт. Ок. 1725 г. В. 78 см (фото справа)

Заднюю часть зеркал часто закрывали деревом мягких пород, чтобы предохранить стекло и металл от окисления под действием света. 

Примерно с 1725 года английские дизайнеры вдохновлялись палладианской  архитектурой, часто включая в рисунок рам детали, соответствовавшие архитектуре дома. В моду вошли овальные зеркала.

Зеркала, благодаря своим размерам и разнообразию резных рам, из всех предметов интерьера дома наиболее ярко отражали настроения моды и изменения вкусов.

Английское зеркало в стиле Георга II. Ок.1735 г. В. 101,5 см; ш 66 см (фото слева)

Скошенная рама этого зеркала выполнена из резного позолоченного дерева и красного лака. Изысканный ажурный рисунок по верхней рейке образует композицию из лиственных завитков и птичьих головок.

На рубеже XVII-XVIII веков все хотели иметь лаковые панели и роспись в японском стиле. Потом пришла мода на резьбу в формах рококо, с включением ассиметричных мотивов шинуазри.

 

Английское зеркало-картуш. Ок 1760 г. В. 89 см, ш 47 см. (фото справа)

Это зеркало в форме картуша - пример английской интерпритации стиля рококо. С-образные завитки и резная листва были чрезвычайно популярными во всех изделиях рококо, но характер резьбы на этой раме отличается меньшей декоративностью, чем на аналогичных французских изделиях.

Итальянское зеркало-жирандоль. Ок. 1770. В.86,5 см. (фото слева)

Это итальянское зеркало позднего рококо очень похоже на образцы английского и французского дизайна того времени. Рама сделана из резного и позолоченного дерева мягкой породы. Подсвечник расположен у нижней кромки зеркала. 

Ни в какой другой сфере влияние рококо не проявлялось столь сильно, как в дизайне зеркал. Поскольку создавать крупные зеркальные полотнища было трудно, то их часто делали составными. Зеркала  XVIII века были чаще всего тонкие. В то время выходило много книг образцов, и в результате зеркала отражают переплетающиеся влияния из разных стран.

Зеркало. Северная Италия. 1730-е г. (фото справа)

Резьба и золочение. Это зеркало выполнено в легком стиле рококо.

Венеция обладала фактической монополией на производство зеркал до конца XVII века и продолжала экспортировать зеркала во все страны Европы, даже после того, как всюду начали делать зеркальное стекло.

 

 Венецианская жирандоль. Ок.1750. (фото слева)

Эта резная и позолоченная жирондоль имеет почти прямоугольную форму, с ажурным навершением и картушем с С-образным завитком, внутри которого на зеркале выгравированы цветок и листья. Зеркало украшено гравированным изображением знака Зодиака, а резная рама симметрично декорирована цветами и листьями.

 Английское зеркало. Ок 1740 г. В. 104 см; ш. 54,5 см (фото справа)

Это зеркало в раме из грецкого ореха входит в парный комплект. На верхней рейке расположено резное изображение феникса.

В начале столетия рамы зеркал обычно делались в технике резного и позолоченного gesso на деревянной основе; затем использовалась древесина грецкого ореха с позолотой. Эта техника зародилась в Италии, а позже распростанилась и в других странах. Gesso - смесь мела и гипса. Узор или рисунок вырезали и покрывали gesso, после застывания узор снова вырезали и покрывали позолотой. С утверждением стиля рококо возобладали резное позолоченное и красное дерево.

Английское зеркало Чиппендейл ОК. 1750. В.114 см, ш 61 см (фото слева)

Рама этого зеркала сделана в стиле Чипендейл. Эта рама сделана из сосны, с фанеровкой грецким орехом. Подсвечники декорированы лиственным узором.

Иногда применялись дорогие материалы, например, цветное и гравированное стекло. Часто к основанию рамы крепились канделябры, известные под названием жирандоль, чтобы отражающийся в зеркале источник света увеличивал освещенность темных комнат.

 

 Зеркало из золоченого дерева эпохи Георга III. Томас Чипендейл. (фото справа)

Как и мебель, зеркала стиля Чипендейл демонстрировали широкое разнообразие мотивов, заимствованных из античной классики: листья аканта, ленточный орнамент из пальметт, чередующихся  с цветами или бутонами лотоса, стрелы, стоящие на пьедестале урны. Классический орнамент украшал простые геометрические формы. Высокоценные зеркальные пластины вставлялись в рамы, например, стилизованные в форме изящного овала и декорированные  классическим орнаментом в виде гирлянд из фруктов и листьев, веточек лавра, бантов, цветков и завитков.

Зеркало в стиле Уильяма IV. Ок. 1830  (фото слева)

Изящная  резная рама со сложным рисунком украшена серебрением и позолотой, зеркало обвивает побег лаврового дерева с мелкими листьями и ягодами, наверху - лавровый венок. Внизу симметрично лавровому венку изображены устричная раковина с чертополохом, окруженные ракушками и листьями.

Рамы делались из мягких пород дерева, часто использовались сосна и фруктовые породы, это позволяло получать изогнутые формы. Соединительные звенья делались в технике gesso и раскрашивались золотой или серебряной краской. Популярные мотивы декорирования рам изображали раковины, листья, орнаменты, а на верхней рейке обычно появлялись птицы с раскрытыми крыльями.

Зеркала подобно рамам для картин, являются декоративными элементами и поэтому не подвергаются значительному износу. Учитывая этот факт, зеркала нередко украшали позолотой, которую наносили на грунтованную поверхность.

Во Флоренции создавались рамы для зеркал, покрытые пышной резьбой, имитирующие образцы стиля бороко.

Итальянское настенное зеркало. Нач.XIX века. (фото слева)

Прямоугольное настенное зеркало заключено в раму из мягкого дерева с позолотой с элементами стилизованного узора из переплетающихся линий и листьев аканта. Вся рама была сначала залевкашена, затем покрыта подложкой красного цвета и, наконец, позолочена. Богато украшенная рама напоминает образцы стиля бароко XVII века. 

В конце XVIII столетия стало возможным производить стекла больших размеров, поэтому вначале XIX века составные зеркала можно было встретить все реже.

 

Шотландское каминное зеркало. Нач. XIX века. (фото справа)

Это каминное зеркало, из грунтованного позолоченного дерева имеет рельефный карниз с шаровидными элементами декора, который выступает над фризом, изображающим ангелов, трубящих в фанфары, и летящих над колесницей, запряженной львами. Прямоугольное зеркало со скосом фланкируется двумя тонкими рифлеными коринфскими колоннами. Зеркало в ширину 162 см.

 

В Англии и Соединенных Штатах особо популярны были выпуклые зеркала, использовавшиеся в столовой и позволявшие получить панорамный вид стола, что было удобно для слуг. Выпуклые зеркала обычно были окантованы накладным рифленым элементом, покрытым черным лаком, и обрамлены позолоченными рамами, повторяющими форму зеркала.

Английское настенное зеркало. Ок. 1815 г. (фото справа)

Круглое зеркало обрамлено рифленым накладным элементом и рамой, украшенной шаровидными элементами.

Рама увенчана драконом, по обе стороны от него морские змеи.

 

Трюмо в стиле БИДЕРМЕЙЕР. Ок 1820 г. (фото слева) 

Рама этого южногерманского трюмо отделана шпоном розового дерева. Под фронтоном помещена панель под черное дерево с изображением богини Дианы, выполненным из позолоченной бронзы.  

Популярны были и прямоугольные зеркала-трюмо, которые нередко использовались в простенке между окнами над столиками.

С конца 1820-х годов в Англии стали возрождать старые стили, что привело к возвращению зеркал, созданных по образцам Чипендейла, эти зеркала довольно сложно отличить от оригиналов XVIII века.

Стиль Чипендейла успешно распространялся в Америке.  

Особняк Уилтон в Ричмонде, штат Пенсельвания. 1750-1753 годы. (фото справа)

В 1930-е годы был отреставрирован и до сих пор сохраняет характерные черты XVIII столетия.

В комнате висит американское зеркало Чипендейл. Рама этого зеркала сделана в стиле Чипендейл. В качестве материала использована древесина грецкого ореха, частично позолоченная.

В XIX веке стали общедоступными настенные зеркала, которые прежде украшали интерьер только богатых домов. Для этого понадобились более дешевые рамы, которые в XVIII веке и раньше , делали из дорогих сортов дерева и украшали резьбой и позолотой.

Часто зеркала вешали над камином в главной комнате, они играли роль украшения, их рамы дополнялись экстравогантной фурнитурой, декоративной резьбой и другой отделкой.  Дополнением к надкаминным зеркалам служили зеркала в других предметах интерьера - буфетах, открытых полках, горках. Хорошо смотрелось большое зеркало в сочетании с другими зеркалами меньшего размера.

Зеркала широко используются в дизайне интерьера. Особенно большие зеркала. 

К 1930 годам зеркала часто стали крепить к простому деревянному основанию. Для украшения стали использовать фигурную обрезку, окраску и гравировку самих зеркал.

Зеркало является безусловным предметом интерьера, которое украшает комнаты, мебель,  участвует в организации пространства, не говоря уже о прямом его назначении.

 

 

 

 

В статье использованы материалы:

Мебель. Все стили от древности до современности. Джудит Милер; предисл. Дэвида Линли. - М.; АСТ: Астрель, 2011. - 559 с., ил.

The English House. Sally Griffiiths, Simon McBride, 2004 - 215 с., ил.

The Authentic Georgian Dolls House. Brine Long. 2001. - 202 с.: ил.

Антиквариат. Иллюстрированная энциклопедия. Пер. с англ. - М.: ЗАО: "БММ", 2008. - 600 с., ил.

Справочник коллекционера антиквариата. Пер. с англ. - Изд-во "Арт-Родник", 2002. - 224 с., ил.

Статья подготовлена сайтом  www.miniarthouse.ru




© 2011-2016 «MiniArtHouse»


Тел: 8 (903) 752-77-55
hello@miniarthouse.ru
Перепечатка и использование материалов сайта "Миниатюрные кукольные домики - Мини Арт Хауc" возможны при обязательной ссылке на источник. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, переработка и другие способы, предусмотренные Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». При этом обязательно указывать в открытом виде гиперссылку на главную страницу вебсайта Миниатюрные кукольные домики - Мини Арт Хауc miniarthouse.ru в начале или в конце материала.