История кукольного дома

3 марта 2011

Кукольный дом – не только мечта каждого ребенка, но и возможность взрослого вернуться в детство.

Создание кукольных домов, замков, дворцов и городов, наполненных миниатюрными копиями предметов, становится традицией в Европе с конца XVII — начала XVIII века.

Кукольный дом – это миниатюрная копия дома с обстановкой, предметами быта. У кукольного дома есть своя история.

Самый старинный кукольный дом датируется 1558 г. (по другим данным - 1611 г.) Он был выполнен по заказу баварского герцога Альберта V для его маленькой дочери. Этот дом не сохранился, но известно, что в нем был зал для танцев, швейная и ванная комнаты.
Уникальным по своим масштабам является кукольный город княгини Августы Доротеи фон Шварцбург (1666—1751), получивший название «Монплезир». Он находится в Арнштадте, в Тюрингии. В нем были воспроизведены около двадцати домов, восьмидесяти комнат и четырехсот кукол. Среди кукол были принцесса и принц, ремесленники, продавцы, придворные и нищие.

Искусство изготовления кукольных домов зародилось в Германии, Голландии и Англии. В Германии миниатюрные или кукольные дома служили и украшением жилища, и практическим руководством. Например, в начале ХVII в. при помощи миниатюрных домов, нюрнбергских барышень обучали искусству ведения домашнего хозяйства. Позволялось аккуратно переставлять медные горшки величиной с наперсток. Кукольный дом, выполненный в 1631 года, принадлежавший жене нюрнбергского бюргера Анне Роферлин, приносил ей выгоду – за просмотр домика она брала небольшую плату.

С ХVII века кукольные дома становятся все более популярными. Мебель и предметы быта для маленьких домов изготавливаются ремеслинниками. Предметы интерьера воспроизводятся с точностью и отличаются от реальных только масштабом.
Дома с подлинной обстановкой того времени, драгоценной посудой и домашней утварью, сделанные по заказу богатых горожан для своих дочерей, обходились в целое состояние. Искусство мастеров восхищало своим изяществом. Для кукольных домов эмалью расписывали стулья и кресла, расшивали подушечки, изготавливали серебряные подсвечники, делали резную мебель и множество других предметов. Все это создавало дорогое убранство.

Наиболее роскошными считаются Голландские кукольные дома. Их украшали дорогим фарфором, живописью в позолоченных рамках. Эти дома назывались в Голландии домами-полками или кабинетными домами.

В Европе ХVIII века дома – кабинеты или, как их еще называли, кабинеты – шкафы, стали популярны, и являлись обязательным элементом богатого интерьера.

Если в Германии и Голландии кукольные дома покупались в большинстве своем для взрослых, то в Англии кукольные дома изначально предназначались только для детей. Кукольный дом точно повторял настоящий, вплоть до кирпича и черепицы. В каждой детской комнате непременно стоял свой кукольный домик, являющийся дорогой игрушкой, незабываемым подарком. Новые поколения детей и взрослых вносили свои дополнения, и дома стали постепенно заполняться миниатюрами, не предназначенными для детских игр.

Увлечение кукольными домами во Франции привнесло в них утонченный вкус. Король Людовик ХIII был настолько очарован миниатюрным шкафчиком с сервизом, что положил начало монаршему пристрастию к кукольным домам. В 1630 году кардинал Ришелье подарил юной принцессе Мэнской макет комнаты с изящно сделанными фигурками кукол.

История кукольных домиков в России не так богата, как в Европе. Один из самых известных таких домиков стал «Нащокинский домик»

Павел Воинович Нащокин задумывал его, как макет столичной квартиры. Ему на ум пришла счастливая мысль: скопировать свою квартиру в уменьшенном виде, со всей обстановкой, где так любил бывать его друг, великий русский поэт А.С. Пушкин. Нащокин воспроизвел богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-х — 1830-х годов.

Так появился на свет знаменитый Нащокинский домик. Вся мебель и предметы, наполняющие этот дом были выполнены по заказу Нащокина искусными краснодеревщиками, бронзовщиками, ювелирами и другими мастерами. Предметы были точными миниатюрными копиями реальных, а некоторые из них можно было использовать по назначению: из пистолета длиной в 4,4 сантиметра можно было выстрелить, в самоварчике -вскипятить воду, масляную лампу – зажечь, книги - читать, а на рояле - играть.

Нащокинский домик является настоящим произведением искусства. Сейчас домик хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Позже был создан макет сельского приказного домика, который был подарен в 1848 году императору Николаю I.


Кукольные дома отражали вкусы и увлечения своей эпохи. Интерьеры повторяли изысканные художественные решения. Благодаря сохранившимся домикам можно увидеть не только красивые залы для пышных приемов и дорогое убранство комнат, но и как выглядели специальные помещения для слуг, комнаты, где няни занимались с детьми.

Созданное «застывшее мгновение» каждой комнаты кукольного домика разных стран и эпох, впоследствии станет наглядным предметным пособием, рассматривая которое, потомки смогут лучше понять и почувствовать прошлое.
Кукольные домики, сохранившиеся до наших дней, находятся в различных музеях мира, и так как они отражают время, в которое были созданы, то и сами являются миниатюрными музеями.

Уже более трех столетий создание и коллекционирование кукольных домиков, особняков и замков разных эпох является одним из самых изысканных увлечений в мире.

Ко второй половине ХIХ века предметы обихода и обстановки для кукольных домиков стали выполняться фабричным способом. Эта продукция восхищает и радует своим разнообразием, начиная с деревянной мебели с резными ножками и заканчивая маленькой посудой.

Фабричное производство миниатюры продолжало развиваться, благодаря чему, увлечение кукольными домиками стало доступным и популярным для людей во всем мире.

В статье использованы материалы:
Куклы мира. Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Евсеева. – М.: Изд-во «Аванта», 2005, 184 стр.
Нащокинский домик. Г.И. Назарова – СПб.: Изд-во «Аврора», 2000, 63 стр.

Автор: Яшина Евгения